"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Макинск қаласының балалар музыка мектебі" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области"

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"Оқытудың бастапқы кезеңінде оқушылармен жұмыс " домбыра сыныбы бойынша ашық сабақ жоспары

30.10.2020

ГККП  «Макинская детская музыкальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

 

Тема: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела открытый урок:

Преподаватель по классу домбыра Агзамова Д.С

 

 

2020 год

Тема: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения». Сегодня открытый урок я проведу с ученицей 1-го класса домбыры.

 

Цель урока: Сформировать представление об исполнительских традициях домбыровой музыки на начальном этапе обучения в ДМШ.

 

Задачи:

Образовательная: Расширить знания о стиле токпе. Сформировать у ребенка начальные штриховые навыки в игре на инструменте. Отрабатывать навыки исполнения различных штрихов.

Развивающая: Развивать музыкальные исполнительские способности.

Воспитательная: Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие.

Начальный этап обучения игре на домбре имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ребенка.

На начальном этапе обучения мы используем упражнения на штрихи. Штриховая артикуляция одно из важнейших выразительных средств домбровой музыки. Это своего рода артикуляционная речь домбрового искусства. Этим, видимо, объясняется обилие и детализированность штриховых названий. Штрихи делятся на простые – қарақағыстар и сложные – күрделі қағыстар. Есть 4 вида простых штрихов или ударов:

• Біркелкі - ʌʌʌʌ (все удары вниз)

ѵѵѵѵ (все удары вверх)

• Алмакезек - ʌѵʌѵ (вниз, вверх, вниз, вверх)

• Қарақағыс - ʌʌѵѵ (два удара вниз, два удара вверх)

• Орама - ʌѵѵ (вниз, вверх, вверх)

Сейчас мы сыграем упражнения с применением простых штрихов

Упражнения 1 – 5.

Эти простые штрихи применяются в произведениях домбыровой традиции стиля токпе.

Существуют 2 основные разновидности домбры – западная и восточная. Домбыры распространенные в западных районах Казахстана отличались большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбыр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточнойдомбыры был плоским, а гриф коротким и широким.

Западно-казахстанская домбыра используется главным образом как сольный инструмент, а восточно-казахстанская преимущественно аккомпанирует пению.

Разные формы обусловлены особенностями двух исполнительских традиций

• шертпе

• токпе

 

Токпе это Западно-Казахстанская традиционная исполнительская школа. Эти кюи отражают яркие драматические события, раскрывают мощь стихии природы, характеризуют волевые, сильные характеры. Отличительной чертой, определяющей стиль токпе, являются штрихи, которые извлекаются кистевыми взмахами и отличаются огромным разнообразием.

Главной отличительной чертой стиля токпе является традиционная форма-схема, которая включает в себя следующие разделы: бас буын, орта буын, саға.

• Бас буын – вариантно-импровизационный раздел формы. Бас буын состоит из двух частей или регистровых зон. Наиболее простой вид бас буына состоит из повторения интервалов кварты, иногда кварты и унисона; более развитый сложный вид содержит кварту в нижнем голосе, при этом в верхнем голосе обычно выдерживается звук «ля». В зависимости от местоположения в форме различают три вида бас буына: начальный, серединный и заключительный, каждый из них несет определенную функцию и имеет свою структуру. На грифе домбыры этот раздел распологается в нижнем регистре и охватывает начальный звукоряд в пределах, примерно, октавы от ноты «ре» второй (нижней по звуку) открытой струны до «ре» первой (верхней) струны.

Начальный бас буын – выполняет роль вступления, дающий метроритмическую подготовку кюя. Отличительной чертой начального раздела является его социальная функция – установление контакта со слушателями. Бас буын раньше исполнялся до тех пор, пока не устанавливалось полное взаимопонимание между домбыристом и его аудиторией. Поэтому размеры начального бас буына могут колебаться.

Серединный бас буын – выполняет формообразующую функцию. Появляясь внутри формы, бас буын служит средством разграничения всех разделов формы. Для серединного бас буына характерно сокращение.

Заключительным бас буыном завершается кюй. Подобно начальному бас буыну, заключительный имеет тенденцию в увеличению, что вызвано его функцией.

• Орта буын – главная тема кюя. Наиболее индивидуализированный материал формы. Для каждого из последующих разделов сложились определенные структурные модели, с заданными ладовыми опорами, но для орта буына подобных стереотипов не существует. Тема кюя всегда оригинальна. В кюе можно переставить, полностью или частично заменить, сыграть по-своему, вообще исключить любой раздел формы, кроме орта буына: тему кюя необходимо сохранить и передать верно. На грифе домбыры этот раздел занимает промежуточное положение междубасбуын и саға (от ноты «до» до ноты «фа» верхней струны).

• Саға – кульминация кюя. Традиционная форма включает две саға – кіші и үлкен (малая и большая) или бірінші и екінші (первая и вторая), встречаются образцы их совмещения в общий кульминационный раздел, распространены кюи только с одной малой саға. Кішісаға располагается на уровне «ля» 2 октавы, үлкенсаға на уровне «ре» 3 октавы. Особое внимание домбыристы обращают на места возврата регистровых зон к бас буыну, так как каждый стремиться сыграть их как можно более интересно. Однако и здесь есть общие правила: одним из распространенных технических приемов спуска с саға является нисходящая секвенция, другим – свободная импровизация.

В кюе движение к кульминации связано с общим динамическим нарастанием. Саға – точка наивысшего напряжения, за ней наступает спад.

КюйЗападно-Казахстанкой традиции представляет собой стройную организацию с четким распределением функций между отдельными разделами формы. Отличительной чертой формы является ее подвижность, что позволяет воплощать в ней любые образы.

Основные представители стиля токпеҚұрманғазыСағырбаев, Дина Нурпеисова, Даулеткерей, Махамбет, Қазанғап, ҚаршығаАхмедьяров, АйткалиЖайымов и другие.

Практически все кюизападно-казахстанской традиционной школы строятся по форме-схеме, но также бывают и исключения. В некоторых кюях может отсутствовать какая-либо регистровая зона, в основном это небольшие кюи, предназначенные для изучения на начальном этапе обучения в ДМШ.

Кюй «Бозшолақ» чтение с листа.

Чтение ностного текста по частям, с определением регистровой зоны.


 

Итог: Сегодня на моем открытом уроке главной задачей было научиться исполнять кюй, применяя полученные знания о форме-схеме токпекюя. Следуя традиционной форме токпекюя, ученику легче ориентироваться при заучивании нотного текста.

 

Просмотров: 215


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст