План – конспект открытого урока
Преподавателя:
Шевченко Сергея Викторовича
Место проведения: ДМШ, г.Макинск
Дата проведения: 16.02.2018 г.
Тема урока: «Работа над штрихами и оттенками».
Тип урока: применения знаний, умений, навыков.
Цель урока: систематизировать способы и методы работы при разучивании музыкальных произведений.
Задачи урока:
1. Обучающая: уметь самостоятельно делать анализ нотного текста.
2. Развивающая: грамотно применять методы работы для воплощения технических и художественных задач.
3. Воспитательная: умение учащимся воспринимать композизиционную целостность произведения.
Виды деятельности на уроке:
- музыкально – образовательная: объяснения основных этапов работы над произведением;
- исполнительство: показ с разъяснениями преподавателя фрагментов упражнений и произведений;
- творчество: самостоятельное умение анализировать и применять методы работы для раскрытия художественного замысла
произведений.
Ход урока.
Гамма C dur в две октавы
1 штрих легато
2 штрих стаккато
3 длинное арпеджио штрихами легато, нон легато.
Играя гамму в 1 классе, мы преследуем цель использования диапозона клавиатуры инструмента для выработки правильной постановки игрового аппарата (руки, кисти). Исполняя гамму применяем динамические оттенки крещендо и диминуэндо. Обращаем внимание на ритмическую ровность, что связано со своевременным подкладыванием 1 пальца. При исполнении длинного арпеджио обращаем внимание при исполнении штрихом легато на
большие растяжки пальцевого аппарата и целостность фразировки в сочетании с правильным ведением меха. Преподаватель делает объяснения с показом примеров. Ученик выполняет.
Ансамблевое произведение Я. Медынь «Часы» - партия учащегося в штрихе стаккато – технические трудности: умение быть собранным, внимательным на протяжении всей пьесы, точное выполнение аппликатуры, смены движения меха. Цельно - эмоциональное восприятие – легкий ход часов, а при ансамблевом исполнении – образ проходящего дня - с утра до вечера.
В. Иванов «Полька» - родина польки Чехия, появилась она в середине 19 века, это парный веселый танец в 2 дольном размере. Польки писали И.Штраус и его сын И. Штраус. Многие композиторы обращались и обращаются к этому жанру. Данное произведение находится у нас с Ломали на начальном этапе работы. Сделав совместно с учащимся устный анализ, определив технические трудности, преподаватель проигрывает все произведение, обращая внимание учащегося на основные выразительные особенности: характер, штрихи, оттенки. Работа над произведением:
преподаватель предлагает ученику прохлопать ритмический рисунок мелодии; работа над 1 частью – аппликатура, ритм.
«Ак кушегим» детская песенка - работа над аккомпанементом – штрих нон-легато + ведение меха (плавное, без рывков) – преподаватель ведет мелодическую линию. Ученик выполняет поставленную задачу.
Повторение пьес «Белочка», «Василек» с представлением художественного образа разобранного , а затем в музыкальном варианте.
Подведение итога урока. Определение задания на дом.