"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Макинск қаласының балалар музыка мектебі" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области"

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Методический доклад на тему: "Проблемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре"

16.10.2018

Гитара не обладает очень большой силой звука, но имеет возможность давать взамен этого целый ряд красок, настолько увеличивающих музыкальную «палитру» гитары, что в этом отношении она превосходит многие другие инструменты. К числу таких средств относятся приемы: легато, стаккато, глиссандо, вибрация, тремоло и искусственные флежолеты, а также приглушенные звуки сложной флежолеты, ногтевой способ, и расреадо.

Рассмотрим каждые из этих средств по отдельности.

Стаккато

Чтобы исполнить стаккато, нужно немедленно после удара снова наложить пальцы правой руки на струны, в этом случае пальцы играют роль как бы глушителя.

Легато

Существуют три виды легато:         

1.    Слигованные звуки идут сверху вниз.

Чтобы исполнить такое легато, ударяется правой рукой первый верхний звук, а другой, нижний, исполняется боковым зацеплением соответствующим пальцем левой руки.

2.    Слигованные звуки идут снизу вверх.

Чтобы исполнить такое легато, первый звук ударяется пальцем правой руки, а второй сильным ударом сверху вниз пальцем левой руки, без участия правой.

3.             Между двумя звуками, из которых один  берется правой рукой на однойструне, а второй извлекается сильным ударом сверху пальца левой руки по другой струне.

 

Глиссандо

Глиссандо – особый прием игры, получаемый от скольжения пальца левой руки по струне. Глиссандо используется следующим образом: ставят палец левой руки на определенный лад и вслед за ударом передвигают этот палец, не снимая его со струны, быстрым скользящим движением до следующего лада. При этом первый звук от удара правой руки, второй звук уже без удара, благодаря сохранению вибрации струны от удара первого звука. Использование этого приемы как бы связывает два звука.

Нужно иметь ввиду, что само скольжение исполняется за счет конца первого звука.

 

Если глиссандо обозначено одной соединительной чертой без лиги, то второй звук исполняется вторым ударом правой руки. Но переход пальца от первого звука ко второму происходит также скользящим движением, чем достигается особая певучесть исполнения.

 

Способы глиссандо могут быть исполнены и двойные ноты, а иногда и аккорды, что звучит очень красиво, но достаточно трудно в исполнении.

Для достижения отчетливого глиссандо нужно прижимать сильно пальцами струны в момент передвижения.

Флежолеты.

Если слегка коснуться струны в точке, разделяющей ее на две, три или четыре равные части, привести ее в колебание, то полученный легкий прозрачный звук, несколько напоминающий звук флейты, будет называться флежолетом.

Флежолеты, получаемые от деления целой (открытой) струны называются натуральными, от деления прижатой на каком-либо ладу – искусственными.

Точка, разделяющая целую струну пополам, находится над 12 ладом, разделяющая на три части на Fm, и на четыре части над 5 ладом.

Первый флежолет над 12 ладом дает верхнюю октаву, второй (над Fm ладом) дуодециму (квинту через октаву) и третий ( над 5 ладом) квинтодециму

(двойную октаву) по отношению к открытой струне. Лучше удается флежолет, извлекаемый при делении струны на две равные части, затем на три и т.д.

При извлечении натуральных флежолетов над 12, 7 и 5 ладами, при открытой струне, касаются обычно безымянным пальцем левой руки, который вслед за ударом сразу же снимается.

Когда же левая рука прижимает струну на каком- либо ладу (например 3,4,5) для получения флежолетов, называемых в этом случае искусственными, следует касаться середины звучащего отрезка струны (эта середина будет лежать над 15, 16, 17 ладами) указательным пальцем правой руки, а ударять струну безымянным.

Вибрация

Вибрация осуществляется сильным нажимом на струну одного или нескольких пальцев левой руки, нажимом, соединенными с вибрирующим (колебательным) движением, чем и достигается особая певучесть звука.

Пиццикато (Pizzicato)

Этот прием изменяет тембр звучания струн. Звуки становятся отрывистыми и приглушенными. На гитаре он очень своеобразен и эффектен.

Способ исполнения заключается в том, что правая рука почти у самой подставки кладется на струны и большой палец извлекает звуки. Чтобы освоить пиццикато надо этим приемом проигрывать гаммы в 1 и 2 позициях, стараться больше играть на 6, 4, и 6 струне. В нотах пиццикато обозначается сокращенно pizz.

Если приемом пиццикато надо проигрывать целую фразу, то рядом со словом pizz ставится черта или пунктир до того места, где следует прекратить такое звучание.

 

Изменить тембр гитары можно путем передвижения кисти правой руки. Если передвигать правую руку к грифу, то звучание инструмента будет мягким бархатным. Если передвигать руку к подставке – звучание будет резким и гнусавым. Эти тембры следует применять в тех случаях, когда одна фраза повторяется два раза подряд, значит первый раз можно сыграть у грифа, а второй – у подставки, или наоборот, в зависимости от вкуса и музыкальности, исполнитель сам найдет моменты применения этих красок.

Гитара в руках настоящего исполнителя звучит прелестно и обладает таким количеством красок, что, пожалуй, с ней не может сравниться ни один другой инструмент. Существует ряд приемов, которые не все знают и применяют, но знать и применять их следует.

Это:

Пульгар (pulgar)

Пульгар – удар мякотью большого пальца правой руки по всем струнам от 6 к 1. В нотах чаще всего обозначается направленной вверх стрелкой с указанием пальца.

Тамбур (tambora)

Прием изображает звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки ударяет по всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро снимать руку, давая струнам свободно звучать.

Расгеадо (rasqueado)

Расгеадо – это удар четырьмя пальцами правой руки по нескольким или всем струнам прием исполняется двумя способами.

1.      При сильном акцентировании удар четырех пальцев поочередно от 6 струны к 1 струне.

2.     При слабом акцентировании – удар указательного пальца правой руки по всем струнам от 1 к 6 струне. Такой прием иначе называется index.

Особую красочность игре придает ногтевой способ. Он заключается в том, что звук производится одновременно мякотью пальца и ногтем, т.е. струна соскальзывает с мякоти на ноготь. В зависимости о того, в какой степени участвуют в происхождении звука мякоть или ноготь получается различный оттенок звука. Если применяется только одна мякоть, почти без участия ногтя, то звук получается мягкий, арфообразный, но несколько тусклый. При этом мягкость звука тем большая, чем дальше от подставки он извлекается.

Если же извлекать звуки одними ногтями близ самой подставки (при вертикальном положении правой руки), то получается несколько гнусавый звук. Между этими крайними способами извлечения звука имеются промежуточные со своими особыми оттенками.

Некоторые современные западноевропейские виртуозы играют преимущественно ногтевым способом, так как звук получается более сильный ясный и далеко летящий. Другие же гитаристы рассматривают его лишь как одно из средств увеличения красочных ресурсов гитары. При последних взглядах применять ногтевой способ нужно в случаях, подсказываемых собственным вкусом и характером момента в пьесе, например, при повторении одной и той же фразы, для оттенков ее и т.п.

Применение ногтевого способа требует некоторого ухода за ногтями (употребление пилки, наждачной бумаги). Ногти должны быть округлены, отшлифованы, чтоб не царапать струн. Длина ногтей должна быть приблизительно от 2 до 2,5 мм.

Ногтевой способ можно применять на металлических и жильных (нейлоновых) струнах, но на нейлоновых струнах качествах его особо ярко, рельефно.

В моей практике встречались ученики левши, у которых менее развита левая рука, чем правая. В практике встречаются случаи, когда педагоги перекидывают струны наоборот, многие учатся играть левой рукой, но я этого не делаю.

Специально для таких учеников разрабатываю специальные упражнения – это может быть и испандер, маленький мячик, теннисный шарик и т.д.

Специальные арпеджио для слабой руки и большого пальца я применяю на каждом уроке, начиная с первого и отдаю им большую часть урока. И в результате через 2-3 года ученик свободно владеет правой рукой.

Ни для кого не секрет, что сейчас в музыкальную школу приходят ребята и без особого слуха, родители хотят, чтобы их чадо научилось играть на каком-либо инструменте.

В работе с такими учениками мне помогают специально разработанные упражнения – это и простукивание различных ритмов, и слушание музыки, где ребята определяют приблизительный состав ансамбля, какие инструменты они слышат и многое другое.

Работая над развитием гармонического слуха, даю задания ученикам подобрать аккорды на любую знакомую мелодию. И, естественно, если ученик работает над собой, он выравнивается с теми ребятами, у кого хорошие данные. И с ним уже применять все формы и все приемы, о которых я упоминал ранее.

 

 

 

Просмотров: 392


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст