Публичное выступление. Подготовка учащихся к концертным выступлениям.
Неизвестность эстрадного результата – беда и привилегия исполнителя. Беда – потому что она источник вечной тревоги; привилегия – ибо хранит в себе постоянную тайную веру в чудо и каждый раз в другое.
Н. Е. Перельман
Выступление перед публикой – действительно тяжелое испытание и для учащегося и для артиста. В концерте, на экзамене несоизмеримо повышается ответственность за свои знания, умения, действия и даже движения, которые на публике становятся тяжелыми, неловкими и плохо управляемыми. У учащихся волнение трансформируется в боязнь забыть, напутать. У опытных артистов каждое выступление – это борьба за завоевание престижа, за его сохранение и приумножение. Нужно научиться приспосабливаться в условиях концертного выступления к исполнению в экстремальных ситуациях, научиться «спокойно волноваться», как мудро выразился П. С. Столярский.
Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Слагаемыми оптимального концертного состояния являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта.
За несколько дней до выступления музыкант должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.
Игра перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, оно проигрывается целиком от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией.
Музыкальное произведение может быть записано на диктофон. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. Эти приемы помогают проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места.
Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это очень индивидуально. Различны и формы подготовки к концертным выступлениям. Но как бы ни были индивидуальны формы подготовки к выступлению, все же существуют общие правила в этой области.
Особенно сложные задачи возникают перед исполнителем, когда он готовит к выступлению не одно произведение, а целую программу. Часто некоторые сочинения оказываются «сырыми», а к другим ученик потерял интерес и начинает играть их все хуже и хуже. Во избежание этого следует так планировать работу над программой, чтобы самые трудные ее номера были подготовлены заранее и дать им некоторое время «полежать». Исполнение программы целиком требует устойчивости внимания. Устойчивость внимания вырабатывается в процессе тренировки не только на эстраде, но и в период подготовки к выступлению. Перед концертом важно проигрывать программу во время домашних занятий, среди товарищей и знакомых.
В день выступления не следует переутомляться, много играть на инструменте, не совершать никакой изнурительной работы – психической и физической. Но и не следует резко менять привычный режим, т.к. это может неблагоприятно отразиться на состоянии нервной системы.
Об эстрадном волнении, от которого столь многие страдают, очень точно сказал Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Важно прежде всего как можно лучше подготовить учеников к концертам и не выпускать их с «сырыми», недоработанными произведениями.
Срывы во время публичного выступления приводят к появлению страха перед эстрадой. Весьма вредно фиксировать внимание ученика на проблеме волнения. Необходимо мобилизовать его волю на то, чтобы он сумел донести до слушателей исполнительский замысел, не потеряв при этом ни основной нити музыкального повествования, ни деталей.
Кроме того, исполнителю небезразлично в какой – «своей» или «чужой» - аудитории он выступает. По мере взросления, приобретения эстрадного опыта это отношение существенно меняется: до подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в «своей», «школьной» среде для своих педагогов, родителей, друзей и знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в чужой аудитории. Юноши и взрослые наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке и более чувствительны к мнению своих сверстников, педагогов и знакомых слушателей.
Обыгрывание. В этом приеме психологической подготовки музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и заканчивая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо осуществлять как можно более часто и постараться достичь удовлетворения в каждом исполнении.
Ролевая подготовка. Смысл приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека.
Предконцертное самочувствие ученика в значительной степени зависит и от психологического состояния его педагога. Педагог должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников. Непосредственно перед выступлением внимание ученика нельзя загружать многими замечаниями. Последние замечания перед выступлением должны быть направлены на устранение самых важных недостатков, преимущественно связанных с трактовкой целого.
Выявление потенциальных ошибок. Для обнаружения ошибок можно предложить несколько приемов:
Выявление ошибки должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.
Нужно, чтобы концертное выступление не приводило к психологической травме, к профессиональным потерям, а стимулировать успеваемость и развитие учащегося.
Немалое значение имеют организация и само проведение концерта. Ученик не должен ждать своего выступления. Обстановка должна способствовать спокойному ожиданию и сосредоточенности. Очень важно во время концерта сохранять педагогу спокойствие и доброжелательность. Его нервозность легко передается ученику, а иронические реплики и окрики совершенно недопустимы. Педагогу следует постоянно держать в поле внимания сильно волнующихся. После выступления, особенно неудачного, нужно найти положительные моменты. В зависимости от возраста, прилежания усилить или ослабить положительные или отрицательные моменты выступления. Педагогу следует смягчить максимализм сверстников, воспитать доброжелательность друг у другу, научить культуре обсуждения. Обсуждать само выступление, поведение на эстраде, но не личность ученика.Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления, систематические участия в концертах.