Ақмола облысы, Бұланды ауданы
МКҚК «Макинск балалар музыка мектебі»
Акмолинская область, Буландынский район
ГККП «Макинская детская музыкальная школа
Методический доклад на тему
әдістемелік баяндама
«Организация вокальной
деятельности детей»
подготовила преподаватель
по классу вокал Ж.Мусалимова
2020-2021 уч. год
Организация вокальной деятельности детей
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал учащегося, сформировать певческие навыки, приобщить к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Пение благотворно влияет на детский организм, углубляет дыхание, укрепляет голосовой аппарат. Процесс обучения пению требует от учащегося большой активности и умственного напряжения (он сравнивает свое пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии на фортепиано, оценивает качество исполнения), помогает развитию речи.
«Организация вокальной деятельности», проходит через три года обучения. На первом году обучения учащиеся только знакомятся с вокальными навыками, узнают о певческой установки, певческом дыхании, звукообразовании, артикуляции. С первых дней занятий важно правильно заложить основу организации вокальной деятельности. В дальнейшем, на этой правильной основе у учащихся будут совершенствоваться вокальные навыки, тем самым позволят самореализоваться в творчестве, они научатся передавать внутреннее эмоциональное состояние песни.
Учитывая возрастные психофизические особенности учащихся весь материал проходит через игру, это самый короткий путь эмоционального раскрепощения , снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению.
На уроках вокала царит атмосфера взаимопомощи, внимания друг к другу, раскрывает способности ребенка, помогает ему поверить в собственные силы.
Актуальность сольного пения:
духовно- нравственное развитие;
физическое развитие;
интеллектуальное развитие;
эмоциональное развитие;
Как известно, детский организм это организм вечно развивающийся.
У учащихся этого возраста(6-8 лет) начинает формироваться голосовая мышца в связи, с чем несколько увеличивается диапазон голоса до октавы. В этом возрасте еще не возможно определить какой голос будет развиваться; низкий (альт), или высокий (сопрано). У учащихся усиливается контроль сознания над поведением, развиваются волевые процессы, интенсивно происходит развитие нервно - психической деятельности, высокая возбудимость. Перед ними стоит задача - разобрать, разучить, спеть с движениями.
Основным ядром познавательного развития в этом возрасте становится мышление в понятиях: происходит формирование абстрактных понятий, особый интерес учащихся вызывает работа над сюжетными песнями. Это возбуждает их творческую активность , будит их фантазию и инициативу.
Знакомство с различными стилями исполнения, расширяет кругозор, открывает мир прекрасного. Вокальное исполнительство сочетает в себе единства музыки и текста. Это позволяет ознакомить учащихся с лучшими образами художественного текста. Тщательный отбор его позволяет привить детям чувство прекрасного. Занятия строятся на показе, который развивает эмоциональную отзывчивость.
Гуманизм как принцип взаимоотношения между людьми означает любовь к человечеству в сочетании с такой же требовательностью к нему именно потому, что он - Человек.
На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное - любить прекрасное, любить свою Родину. Учащиеся учатся жить в новом коллективе, взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.
Распевание и его функции
Разогревание и физическая настройка учащихся к работе (через игру);
разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;
формирование вокальных навыков, развитие музыкальных способностей,
достижение качественного и красивого звучания в произведениях.
Необходимые условия распевания
Рекомендуется распевание начинать со звуков фа1 – ля1, и все упражнения проводить в небольших диапазонах.
Важно выявить головной регистр, эти учащиеся поют фальцетом.
Поем на умеренной динамике, не допуская форсирования звука.
В основе звукообразования – мягкая атака.
В каждом упражнении, сохраняя индивидуальность звучания детского голоса, добиваемся целенаправленного формирования технических навыков при непрерывном контроле за качеством его выполнения.
Очень важно следить за правильным певческим дыханием, сохранение вдыхательной установки, активную работу мягкого неба, правильное положение корпуса.