Концертмейстер
– это профессия.
Многие профессиональные музыканты – исполнители, имеющие большой стаж концертно-исполнительной
деятельности говорят: 90% успеха исполнителя зависит от концертмейстера. На долю концертмейстера выпадают очень сложные художественные задачи и большие эмоционально-физические нагрузки, с которыми успешно справиться, оказывается, не под силу даже очень квалифицированному музыканту. Художественные и музыкальные исполнители практики концертмейстеров представляют собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов. Концертмейстерам приходится сосредотачивать всю свою музыкальную чуткость, концертмейстер и солист должны составлять сложный ансамбль. Умение слушать и исполнять с партнером на едином дыхании – очень важная деталь профессионального мастерства пианиста, который с детства привык к индивидуальным занятиям. При совместном музыкальном исполнении необходимо, в одинаковой степени, суметь увлечь партнера своим замыслом и умением увлечься замыслом партнера, понять его намерение и принять их; испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание, что, отнюдь, не одно и то же.
Работая концертмейстером, пианист постоянно знакомится с новыми произведениями, все время расширяя свой кругозор, растет как личность, и главное никогда не теряет интерес к своей работе. Концертмейстер должен уметь сыграть тонко, певучим звуком, притом хорошего начало, а крупные произведение, с хорошим чувством формы и ритма. При исполнении не должен забывать, что музыка – искусство, существующее и развивающееся во времени. Поэтому метроритм произведения – его главное формообразующие факторы. Во время творческого разбора произведения необходимы дополнительные знания о композиторе и о его времени, стиле, прослушать
много других записей, прослушать разные интерпретации, а затем, проанализировать, выбрать свою трактовку. На уроках, во время исполнения, педагог по специальности не должен требовать от концертмейстера указанного в
нотах темпа, нюансов, переставлять части музыкального произведения, добавлять аккомпанемент для перехода от одной мелодии к другой. Музыку нужно исполнять так, как написал композитор.
Важнейшая проблема в анс. игре – проблема звукового соотношения. Многое в выборе звукового равновесия зависит от силы и тембра голоса, поэтому партию солиста надо знать очень хорошо.
Во время чтения с листа – концертмейстеру необходим быстрый анализ гармонии, т.к. испытывая фактурные
затруднения, невозможно будет следить за художественной стороной исполнения, за качеством и характером звука. Нельзя оставлять без внимания и художественную сторону аккомпанемента. При этом, заранее представлять себе динамику звучания – звуковую схему произведения, т.е. уточнить, с какой силой играть ту или иную часть фактуру. Нужно помнить о том, что звучность фортепиано не должна превалировать над партией исполнителя. В этом заключается художественное развитие в ансамбле, в зависимости от силы звука солиста увеличение или уменьшение динамики партии аккомпанемента. Знакомясь с произведением, часто концертмейстер играет партию исполнения и сопровождения, т.е. проверяет владение градациями звучания. В произведениях лирического плана мелодия более
певучая, а сопровождение гармоническая основа – более мягкое и более тихое. Без этих качеств трудно стать настоящим педагогом по фортепиано, не владея большим и разнообразным репертуаром.
Вспоминаю свое выступление с вокалисткой преподавателем Евразийского университета Розой Набиулиной которая за неделю до выступления, привезла ноты – 15 романов. Пришлось читать с листа и 8 романов я сыграла и 7 романов – Т. Юрьевна. Вспоминая студенческие годы, сдавали вокальные произведения, приходилось трансформировать. Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что концертмейстер должен обладать поистине универсальными качествами. Концертмейстер должен быть хорошим пианистом и ансамблистом, это трудоемкий, каждодневный, кропотливый труд, который к сожалению, не всегда оценивается по заслугам…