ГККП «Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»
Тасанова Айгуль Рахимжановна
"Вокальные упражнения для детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП)
в классе эстрадного вокала"
Методическое пособие
2025 год
Рассмотрено на заседании МО вокального отделения ГККП «Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области» и рекомендована к печати.
Потокол №01 от 26.08.2025
Тасанова А.Р. – педагог вокального отделения ГККП «Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области» Образование – высшее, категория – педагог эксперт, стаж работы 19 лет.
Тема методического пособия: "Вокальные упражнения для детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП) в классе эстрадного вокала"
Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, работающих в сфере эстрадного вокала с детьми, имеющими ограниченные образовательные потребности. Оно включает адаптированные вокальные упражнения, направленные на развитие голоса, музыкального слуха, дикции и уверенности в себе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
5.1 Дыхательные упражнения
5.2 Артикуляционные упражнения
5.3 Разминка голосового аппарата
5.4 Интонационные упражнения
5.5 Упражнения на развитие слуха и ритма
1. Введение
Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, работающих в сфере эстрадного вокала с детьми, имеющими ограниченные образовательные потребности. Оно включает адаптированные вокальные упражнения, направленные на развитие голоса, музыкального слуха, дикции и уверенности в себе.
2. Особенности детей с ООП
3. Цели и задачи обучения
Цели:
Задачи:
4. Принципы и подходы
5. Вокальные упражнения
5.1 Дыхательные упражнения
5.2 Артикуляционные упражнения
5.3 Разминка голосового аппарата
5.4 Интонационные упражнения
5.5 Развитие слуха и ритма
6. Индивидуализация и адаптация
7. Примеры занятий
Занятие 1: «Знакомство с голосом»
Цель: Осознание работы дыхания и голоса.
Упражнения: дыхание «Шарик», артикуляционная гимнастика, гудение на губах.
Занятие 5: «Учимся петь интонационно»
Цель: Развитие слуха и интонации.
Упражнения: повторение фраз, пение нот, работа с игрушками-индикаторами высоты звука.
8. Рекомендации педагогам
Таблица 1.
Дыхательные упражнения
№ |
Название упражнения |
Цель |
Описание |
Адаптация для ООП |
1 |
«Свеча» |
Формирование контролируемого выдоха |
Вдох через нос, выдох через рот на "пламя" свечи |
Визуальный ориентир – бумажная "свеча", работа в медленном темпе |
2 |
«Шарик» |
Укрепление дыхательной мускулатуры |
Представить, что надувают воздушный шар |
Использовать реальный шарик/мяч, счёт на 4–6 |
3 |
«Паровозик»
|
Работа на длинный выдох |
Звук "ч-ч-ч", как паровоз |
Аудио-визуальное сопровождение, игровая подача |
Таблица 2.
Артикуляционные упражнения
№ |
Название |
Цель |
Описание |
Адаптация |
1 |
«Лошадка» |
Подвижность языка |
Цокать языком по нёбу |
Зеркало, анимация, игрушка-лошадка |
2 |
«Улыбка – Хоботок» |
Подвижность губ |
Перемещать губы от улыбки к трубочке |
Работа с карточками поз
|
3 |
«Маляр» |
Язык вверх-вниз по верхнему нёбу |
"Покрасить потолок" языком |
Изображение кисточки, звук сопровождения |
Таблица 3.
Голосовые упражнения
№ |
Упражнение |
Цель |
Описание |
Адаптация |
1 |
«Гудим как пчёлка» |
Разогрев голосовых связок |
Гудение на "ммм" с вибрацией |
Использовать мягкую игрушку, визуализация |
2
|
«Пой со мной» |
Протяжное пение |
Пропевание гласных А-О-У на одном звуке |
Индивидуальный темп, минимальный диапазон |
3 |
«Кто там поёт?» |
Вызов интереса к звукоизвлечению |
Имитация голосов животных |
Аудиозапись, куклы/маски |
Таблица 4.
Интонационные и слуховые упражнения
№ |
Упражнение |
Цель |
Описание |
Адаптация |
1 |
«Эхо» |
Развитие слуха |
Повторять фразы/звуки педагога |
Укороченные фразы, жесты |
2 |
«Горка» |
Интонационная гибкость |
Поднимать/опускать голос |
Визуальная шкала, мячик «катается» вверх-вниз |
3 |
«Музыкальные эмоции» |
Интонации + чувства |
Петь на эмоциях: радость, грусть и т.д. |
Мимику показывать на картинках |
Таблица 5.
Ритмические упражнения
№ |
Название |
Цель |
Описание |
Адаптация |
1 |
«Повтори ритм» |
Развитие чувства ритма |
Педагог хлопает, ребёнок повторяет |
Упрощённые ритмы, работа с маракасами |
2 |
«Пой с хлопками» |
Связь ритма и пения |
Пение с одновременным хлопком на долю |
Пение коротких фраз |
3 |
«Шагай под песню» |
Музыкально двигательная координация |
Идти в ритм под песню |
Использовать аудиосопровождение, рисунки с шагами |
Таблица 6.
Артикуляционно-вокальные комплексы
№ |
Комплекс |
Состав |
Продолжительность |
Комментарии |
1 |
«Разминка перед пением» |
Дыхание + губы + гласные |
5–7 минут |
Применять перед вокалом |
2 |
«Весёлые звуки» |
Упражнения на "А", "И", "О" с мимикой |
5 минут |
Помогает эмоциональному вовлечению |
3 |
«Животные поют» |
Имитация голосов животных + гласные |
5–10 минут |
Хорошо идёт в игровой форме |
Рабочий лист №1
Артикуляционная разминка
Тема: Разогрев перед вокалом
Цель: развитие подвижности органов артикуляции
Упражнение |
Картинка (вставить) |
Задание |
«Улыбка» |
😊 |
Улыбнись как на картинке |
«Хоботок» |
🐘 |
Сделай губки трубочкой |
«Лошадка» |
🐴 |
Цокай языком, как лошадка |
«Чистим зубки» |
🪥 |
Проведи языком по зубам сверху и снизу |
«Печем блинчик» |
🥞 |
Высунь язык, сделай его плоским |
✅ Отметь смайликом, если ты выполнил задание
☐ 😊 ☐ 😊 ☐ 😊 ☐ 😊 ☐ 😊
2. Нарисуй настроение, с которым ты пел
🖍 Нарисуй лицо: весёлое, удивлённое или спокойное
✍️ Расскажи педагогу, каким голосом ты пел: тихо, громко, высоко, низко
Рабочий лист №2
Голос и дыхание
Тема: Учимся петь длинно и ровно
1. Упражнение «Свеча»
💨 Подуй на нарисованную свечку и удержи выдох как можно дольше.
🔁 Повтори 3 раза. Нарисуй звёздочку за каждый раз:
⭐ ☐ ⭐ ☐ ⭐ ☐
Пропой гласные на одном звуке:
🔤 А – О – У – И – Э
👂 Какой звук тебе понравился больше?
✍️ Обведи его кружочком.
Звук |
Эмоция |
Образ |
А |
Радость |
😊 |
О |
Удивление |
😲 |
Э |
Вопрос |
🤔 |
🔄 Соедини линией: звук — эмоция — картинк
Рабочий лист №3
Музыкальное эхо
Тема: Развиваем слух и голос
🗣️ Педагог говорит или поёт:
"Ма-ма" – повтори
"Па-па" – повтори
"Ба-ба" – повтори
📝 Отметь ✔️, если смог повторить правильно.
2. Какой звук длиннее?
🎧 Слушай два звука:
А – ААА
О – О
✍️ Нарисуй палочку короче или длиннее (📏)
3. Пой и двигайся
🎶 Спой "ля-ля-ля", когда маршируешь.
🔁 Повтори с хлопками и под музыку.
🎶 Простые вокальные упражнения
Разогревают голос, развивают слух, интонацию, чувство ритма:
• Пропевание гласных: А–О–У–Ы–И
• Интервальные упражнения (по 2–3 ноты)
• Звукоподражания: «му», «би-би», «дзинь»
• Пение с движением (хлопки, шаги в ритм)
• Простые распевки на одной ноте или с минимальными интервалами
🧠 Важно: Все упражнения сопровождаются визуальной поддержкой, жестами, повторением, а также адаптируются под уровень и состояние ребёнка в момент занятия.
🎤 РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ
После разминки переход к разучиванию коротких фраз песни. Используются:
• Замедленный темп
• Повторение по слогам
• Сначала пропевание с педагогом, затем самостоятельно
• Использование движений, картинок, эмоционального окрашивания
🎓 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Развитие речи, дыхания, слуха
• Повышение уверенности и инициативности
• Улучшение памяти и внимания
• Готовность к публичному выступлению
📋 РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ
• Сохраняйте постоянную структуру урока
• Не перегружайте занятие — лучше чаще, но короче
• Используйте поощрение за старание, а не за «результат»
• Фиксируйте даже малейшие успехи
• Работайте в тесном контакте с родителями.