"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Макинск қаласының балалар музыка мектебі" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области"

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Вокалдық бөлімінің педагогы А. Р. Тасанованың "Эстрадалық вокал сыныбында білім беру қажеттілігі шектеулі балаларға арналған вокалдық жаттығулар (ОP)"тақырыбындағы әдістемелік құралы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГККП «Детская музыкальная школа города  Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тасанова Айгуль Рахимжановна

 

"Вокальные упражнения для детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП)

 в классе эстрадного вокала"

 

Методическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

2025 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании МО вокального отделения ГККП «Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области» и рекомендована к печати.

Потокол №01 от 26.08.2025

 

 

 

Тасанова А.Р. – педагог вокального отделения ГККП «Детская музыкальная школа города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области» Образование – высшее, категория – педагог эксперт, стаж работы 19 лет.

Тема методического пособия: "Вокальные упражнения для детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП) в классе эстрадного вокала"

 

 

 

Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, работающих в сфере эстрадного вокала с детьми, имеющими ограниченные образовательные потребности. Оно включает адаптированные вокальные упражнения, направленные на развитие голоса, музыкального слуха, дикции и уверенности в себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение
  2. Особенности детей с ООП в контексте вокального обучения
  3. Цели и задачи эстрадного вокального обучения для детей с ООП
  4. Принципы и подходы к обучению

 

  1. Вокальные упражнения:

 

     5.1 Дыхательные упражнения

 

     5.2 Артикуляционные упражнения

 

     5.3 Разминка голосового аппарата

 

     5.4 Интонационные упражнения

 

     5.5 Упражнения на развитие слуха и ритма

 

  1. Индивидуализация обучения и адаптация упражнений

 

  1. Примеры занятий

 

  1. Рекомендации педагогам

 

  1. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, работающих в сфере эстрадного вокала с детьми, имеющими ограниченные образовательные потребности. Оно включает адаптированные вокальные упражнения, направленные на развитие голоса, музыкального слуха, дикции и уверенности в себе.

 

2. Особенности детей с ООП

  • Различные типы ООП: ЗПР, РАС, нарушения слуха, опорно-двигательного аппарата, СДВГ и др.

 

  • Возможные трудности: повышенная утомляемость, нарушение внимания, замедленная речь, эмоциональная неустойчивость.

 

  • Необходимость индивидуального подхода, терпения и позитивной поддержки.

 

3. Цели и задачи обучения

Цели:

 

  • Развитие вокальных и музыкальных способностей у детей с ООП.
  • Повышение коммуникативных навыков и самооценки.

 

Задачи:

 

  • Формировать правильное дыхание и опору голоса.
  • Развивать слух, ритм, дикцию.
  • Приучать к сценической свободе и самовыражению.

 

4. Принципы и подходы

  • Индивидуализация

 

  • Психолого-педагогическая поддержка

 

  • Игровые формы работы

 

  • Постепенное усложнение заданий

 

  • Поощрение и поддержка

 

5. Вокальные упражнения

 

 

 

 

 

5.1 Дыхательные упражнения

  • «Надуй шарик»: вдох через нос – медленный выдох через рот с сопротивлением.

 

  • «Свеча»: медленный выдох на расстоянии, чтобы "не погасить" воображаемую свечу.

5.2 Артикуляционные упражнения

  • Разминка губ и языка: "лошадка", "моторчик", "часики".

 

  • Чтение слогов: ма-ме-ми-мо-му; ба-бо-би и т.д.

 

5.3 Разминка голосового аппарата

  • Гудение на закрытый рот.

 

  • Вокализы на гласные: «А-О-У-И-Э» с разной интонацией.

 

5.4 Интонационные упражнения

  • Имитация интонаций (вопрос, удивление, радость).

 

  • Повторение мелодических фраз за педагогом.

 

5.5 Развитие слуха и ритма

 

  • Хлопки в ритм (повтори ритм).

 

  • Пение нот гаммы с движениями.

 

6. Индивидуализация и адаптация

  • Работа в малых группах
  • Использование визуальных подсказок, карточек, жестов.
  • Упрощение заданий, дробление инструкций.

 

  • Включение родителей в процесс.

 

7. Примеры занятий

Занятие 1: «Знакомство с голосом»

Цель: Осознание работы дыхания и голоса.

Упражнения: дыхание «Шарик», артикуляционная гимнастика, гудение на губах.

 

Занятие 5: «Учимся петь интонационно»

Цель: Развитие слуха и интонации.

Упражнения: повторение фраз, пение нот, работа с игрушками-индикаторами высоты звука.

 

 

8. Рекомендации педагогам

  • Создавайте доброжелательную и безопасную атмосферу.
  • Следите за физическим состоянием детей.

 

  • Не сравнивайте детей между собой.

 

  • Используйте мультимедийные и игровые формы.

 

  • Поощряйте любые, даже минимальные успехи.

 

  1. Приложения
  • Таблицы упражнений

 

Таблица 1.

Дыхательные упражнения

Название упражнения

Цель

Описание

Адаптация для ООП

1

«Свеча»

Формирование контролируемого выдоха

Вдох через нос, выдох через рот на "пламя" свечи

Визуальный ориентир – бумажная "свеча", работа в медленном темпе

2

«Шарик»

Укрепление дыхательной мускулатуры

Представить, что надувают воздушный шар

Использовать реальный шарик/мяч, счёт на 4–6

3

«Паровозик»                        

 

Работа на длинный выдох

Звук

"ч-ч-ч",

как паровоз

Аудио-визуальное сопровождение, игровая подача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Артикуляционные упражнения

 

Название

Цель 

Описание 

Адаптация

1

«Лошадка»         

Подвижность языка               

Цокать языком по нёбу               

Зеркало, анимация, игрушка-лошадка      

2

«Улыбка – Хоботок»

Подвижность губ                 

Перемещать губы от улыбки к трубочке

Работа с карточками поз 

               

3

«Маляр»           

Язык вверх-вниз по верхнему нёбу

"Покрасить потолок" языком          

Изображение кисточки, звук сопровождения

 

 

 

 

Таблица 3.

Голосовые упражнения

 

Упражнение

Цель

Описание

Адаптация

1

«Гудим как пчёлка»

Разогрев голосовых связок

Гудение на "ммм" с вибрацией

Использовать мягкую игрушку, визуализация

2

 

«Пой со мной»

Протяжное пение

Пропевание гласных А-О-У на одном звуке           

Индивидуальный темп, минимальный диапазон

3

«Кто там поёт?»

Вызов интереса к звукоизвлечению

Имитация голосов животных

Аудиозапись, куклы/маски

 

 

 

Таблица 4.

 Интонационные и слуховые упражнения

 

Упражнение

Цель

Описание

Адаптация

1

«Эхо»

Развитие слуха

Повторять фразы/звуки педагога

Укороченные фразы, жесты

2

«Горка»

Интонационная гибкость

Поднимать/опускать голос

Визуальная шкала, мячик «катается» вверх-вниз

3

«Музыкальные эмоции»

Интонации + чувства

Петь на эмоциях: радость, грусть и т.д.

Мимику показывать на картинках

 

Таблица 5.

Ритмические упражнения

 

Название

Цель

Описание

Адаптация

1

«Повтори ритм»

Развитие чувства ритма

Педагог хлопает, ребёнок повторяет

Упрощённые ритмы, работа с маракасами

2

«Пой с хлопками»

Связь ритма и пения

Пение с одновременным хлопком на долю     

Пение коротких фраз

3

«Шагай под песню»

Музыкально двигательная координация

Идти в ритм под песню

Использовать аудиосопровождение, рисунки с шагами    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.

Артикуляционно-вокальные комплексы

 

Комплекс

Состав

Продолжительность

Комментарии

1

«Разминка перед пением»

Дыхание + губы + гласные

5–7 минут

Применять перед вокалом

2

«Весёлые звуки»

Упражнения на "А", "И", "О" с мимикой

5 минут

Помогает эмоциональному вовлечению

3

«Животные поют»

Имитация голосов животных + гласные

5–10 минут

Хорошо идёт в игровой форме

                                     

 

  • Карточки с артикуляционными позами

  • Аудиопримеры вокальных упражнений Шерил Портер

 

  • Рабочие листы

 

Рабочий лист №1

Артикуляционная разминка

 

Тема: Разогрев перед вокалом

Цель: развитие подвижности органов артикуляции

 

  1. Повтори движения по картинке

Упражнение

Картинка (вставить)

Задание

«Улыбка»

😊

Улыбнись как на картинке

«Хоботок»

🐘

Сделай губки трубочкой

«Лошадка»

🐴

Цокай языком, как лошадка

«Чистим зубки»

🪥

Проведи языком по зубам сверху и снизу

«Печем блинчик»

🥞

Высунь язык, сделай его плоским

 

✅ Отметь смайликом, если ты выполнил задание

☐ 😊 ☐ 😊 ☐ 😊 ☐ 😊 ☐ 😊

 2. Нарисуй настроение, с которым ты пел

 

🖍 Нарисуй лицо: весёлое, удивлённое или спокойное

 

✍️ Расскажи педагогу, каким голосом ты пел: тихо, громко, высоко, низко

Рабочий лист №2

 Голос и дыхание

 

Тема: Учимся петь длинно и ровно

 

 1. Упражнение «Свеча»

💨 Подуй на нарисованную свечку и удержи выдох как можно дольше.

 

🔁 Повтори 3 раза. Нарисуй звёздочку за каждый раз:

 

⭐ ☐ ⭐ ☐ ⭐ ☐

 

  1. Гласные в пении

 

Пропой гласные на одном звуке:

🔤 А – О – У – И – Э

 

👂 Какой звук тебе понравился больше?

✍️ Обведи его кружочком.

 

  1. Соедини звук с эмоцией

Звук

Эмоция

Образ

А

Радость

😊

О

Удивление

😲

Э

Вопрос

🤔

🔄 Соедини линией: звук — эмоция — картинк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист №3

Музыкальное эхо

Тема: Развиваем слух и голос

 

  1. Повтори за педагогом

🗣️ Педагог говорит или поёт:

 

"Ма-ма" – повтори

"Па-па" – повтори

"Ба-ба" – повтори

 

📝 Отметь ✔️, если смог повторить правильно.

 2. Какой звук длиннее?

🎧 Слушай два звука:

А – ААА

О – О

 

✍️ Нарисуй палочку короче или длиннее (📏)

 

3. Пой и двигайся

 

🎶 Спой "ля-ля-ля", когда маршируешь.

🔁 Повтори с хлопками и под музыку.

                  

 

🎶 Простые вокальные упражнения

Разогревают голос, развивают слух, интонацию, чувство ритма:

•        Пропевание гласных: А–О–У–Ы–И

•        Интервальные упражнения (по 2–3 ноты)

•        Звукоподражания: «му», «би-би», «дзинь»

•        Пение с движением (хлопки, шаги в ритм)

•        Простые распевки на одной ноте или с минимальными интервалами

 

🧠 Важно: Все упражнения сопровождаются визуальной поддержкой, жестами, повторением, а также адаптируются под уровень и состояние ребёнка в момент занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

🎤 РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ

После разминки переход к разучиванию коротких фраз песни. Используются:

•        Замедленный темп

•        Повторение по слогам

•        Сначала пропевание с педагогом, затем самостоятельно

•        Использование движений, картинок, эмоционального окрашивания

 

 

🎓 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        Развитие речи, дыхания, слуха

•        Повышение уверенности и инициативности

•        Улучшение памяти и внимания

•        Готовность к публичному выступлению

 

📋 РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ

 

•        Сохраняйте постоянную структуру урока

•        Не перегружайте занятие — лучше чаще, но короче

•        Используйте поощрение за старание, а не за «результат»

•        Фиксируйте даже малейшие успехи

•        Работайте в тесном контакте с родителями.

                  

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Текст